Всероссийская перепись населения неожиданно навалилсь тяжелой ношей на плечи российских студентов, и мы не стали исключением. Сначала все казалось безоблачным и прекрасным: на месяц нас снимают с учебы, засчитывают перепись как практику и даже платят небольшие деньги. Это все же лучше чем бесплатная практика, сжирающая половину летних каникул, как это бывает обычно. Потом дело приняло не очень хороший оборот. Всех, кто по каким-либо причинам не мог или не хотел работать грозились отчислить, выходных не предусматривалось, а так же нас постоянно пугали страшным тестированием, не пройдя которое, мы якобы обеспечиваем себе прямую дорогу всё к тому же самому отчислению. Дня три нам читали наискучнейшие обучающие лекции, рассказывающие об истории переписи и о том как правильно ее проводить, выдали на дом что-то наподобии учебников и отправили на тестирование. Я его благополучно завалила. Два раза. В первый не хватило пяти баллов, во второй одного. Позор-позор, мне обещали последний решающий тест на переписном участке, который должен решить мою судьбу.
читать дальшеАх, да, район нам выдали наимилейший - Солнцево. Он конечно не так уж и далеко от института, но надо сказать, я не завидовала людям, живущим на другом конце Москвы. За два дня до начала переписи нас собрали в здании местной управы, прочитали торжественную речь о важности нашей предстоящей работы для государства и разделили по участкам. На следующий день мы должны были собраться каждый у себя на участке, познакомится с кураторами и подготовиться к первому рабочему дню. Все незаладилось с самого начала. Во-первых я заблудилась проехав нужную остановку, во-вторых около часа искала секретную штаб квартиру, находящуюся в неменее секретном совете ветеранов, о котором местные жители даже не слышали, а в-третьих опаоздала почти на час. Ну и конечно же, никакого дополнительного тестирования, кураторы сами ничего не знают и тоже крайне недовольны тем, что их тоже запихнули на перепись. Наше секретное убежище оказалось очень даже милым - однокомнатная квартирка со всеми удобствами.
Нас расформировали на отряды по три-четыре человека и отправили в бой. Я оказалась вместе с моей одногруппцей Машей и еще одним сомнительным парнем, который исчез в первый же день и ничего ему конечно же не было, кроме посылаемых мною лучей поноса, за то, что мы с напарницей вдвоем должны выполнять работу за него. В первый день было очень страшно. Нас пинком отправили на подвиги прямо в девять утра, но я предложила Маше подождать хотя бы часик, дабы не вызывать у народа столько гнева. Мы засели на последнем этаже порученного нам дома и рассматривали свой инвентарь. Супер неудобная квадратная сумка, заполненная бланками, фонарик, свисток, шарфик, удостоверение, ручка. Зачем нужен фонарик мы так и не поняли, наверно чтобы светить им на людей и говорить: "Это перепись населения! Всем выйти из сумрака!". Сколько не оттягивай неприятный момент, а начинать рано или поздно придется. В первой квартире нас сразу же встретил недовольными криками пожилой мужчина, мол приперлись тут с утра пораньше, ненормальные! Но его быстро успокоила жена и любезно поддалась процессу переписывания. Очень радовались нашему приходу одинокие пенсионеры из другой квартиры, они ждали переписчиков с самого утра и так ответственно отнеслись к процессу, словно выполняли долг перед родиной. Поэтому им я уделила очень много внимания, все сделала как надо, ответственно, чтобы не ударить в грязь лицом перед этими милыми старичками.
Итог первого дня таков, что ошибок в бланках наделали все, даже те, кто на отлично и с первого раза сдал тестирование. Поэтому нас заставили все исправлять и переделывать. Второй день я халявничала, осталась на штаб квартире и переписывала звонящих по телефону, поедая тем временем вкусные печеньки. Это затрачивало намного меньше нервов, потому что когда человек сам звонит - значит ему это надо и гонору у него поменьше. А когда ты ходишь по квартирам, то 90% опрашиваемых воспринимают тебя как назойливую муху, отвечают на вопросы так, будто делают великое одолжение. Вообще создается впечатление, будто они думают, что мне это больше всех надо. Будто я специально стала переписчиком, чтобы им досаждать. Ну глупо же! Очень обидно было сталкиваться с таким отношением, но ничего не поделать! Хочешь - не хочешь, а есть такое слово, как "надо", под давлением которого в очередной раз запихиваешь свои страхи и стеснительность куда подальше и нажимаешь на кнопку звонка. Впрочем, вскоре наглости у меня поприбавилось и процесс пошел значительно легче. Не могу не упомянуть замечательного интеллегентного мужчину, который вошел в мое положение и спокойно, вежливо отвечал на все вопросы. Даже предложил чай и посочувствовал нелегкой судьбе переписчика. Спасибо таким людям, за то, что они до сих пор существуют.
Было много и безумно страшных моментов. Например, в грозу, с почти что уроганным ветром мы проводили перепись в старой двенадцатиэтажке. На многих этажах мигал свет, на некоторых он вообще отсутствовал, громко хлопали двери на уличных балконах, лифт не работал, стены украшали какие-то стремные рисунки и наклейки с зомби, а напарница вот уже почти на пол часа пропала в одной из квартир. Страшно было заходить в чужие квартиры, да и запрещено это, но многие просто отказываются отвечать на пороге, а нас ругают, если мы не выполняем план. Помню, как у меня вся жизнь перед глазами пронеслась, когда я переписывала шестирых гасторбайтеров, ходивших по квартире полуголыми, но все обошлось. Больше всего мне конечно нравилось переписывать звонивших по телефону или приходящих к нам людей. Ну или расклеивать листовки на дверях и подъездах. Работали с 9 утра до 6, иногда даже 7 или 8 вечера. Без выходных, ведь по субботам и воскресениям улов самый большой.
Многие, конечно, слышали, что результаты переписи неверны и частично сфальсифицированы. Кажется, у нас в стране ничего не может пройти нормально. Высшее начальство дает задание, ну хоть ты тресни, а периписать на данном участке энное колличество людей. А их тут нет. Кто-то просто не живет, кто-то отказывается отвечать на вопросы и не открывает дверь, кого-то так и не получилось застать дома, а листовки с номером телефона переписного пункта эти товарищи просто игнорировали. И делать нечего - пришлось сочинять. Зарплату то за свои труды каждый хочет получить. Сначала втихую копировали данные из домовой книги, потом и вовсе пришлось почувствовать себя богами, вершащими судьбы, и припысывать одиноким женщинам мужей, а пенсионерам детей и внуков. Вот такие дела. С каким же облегчением я вздохнула, когда это все закончилось!
@темы:
История из прошлого